Боас Франц
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Боас Франц

1858-1942

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Франц Боас

Боас (Boas) Франц (9.7.1858, Минден, Вестфалия,— 21.12.1942, Нью-Йорк), американский этнограф, антрополог и лингвист; основатель американской культурной антропологии. Историко-философские концепции Боаса, послужившие основой исторической школы в американской этнографии, складывались под влиянием позитивизма и неокантианства. Боас отделял философию истории от историографии, которую истолковывал как описательную, факто-собирающую науку, и придавал первой главное значение. Он противопоставлял «логический» способ научного исследования естественных наук и «эмпирический», присущий истории, где каждое отдельное явление заслуживает внимания. Смешивая позитивистские схемы Спенсера, концепцию Л. Г. Моргана и марксизм и определяя их как «однолинейный эволюционизм», Боас противопоставлял «сравнительно-историческому методу эволюционистов» свой «исторический метод», который состоит в изучении «динамических изменений» в отдельных обществах, в необходимости конкретного и всестороннего изучения отдельных народа, его языка, культуры, антропологического типа.

Культуру Боас вначале трактовал как случайное сочетание элементов, следствие диффузии и аккультурации, и, хотя позже пришёл к её пониманию как целостности, отрицание причинной обусловленности явлений культуры пометало ему до конца преодолеть атомистические представления.

Учение Боаса об относительности всех морально-оценочных критериев и о несравнимости культурных ценностей разных народов привело его к отрицанию критериев исторического прогресса и возможности периодизации истории общества. С этих позиций культурного релятивизма он выступал как против «стадий развития», этнических эпох Л. Г. Моргана, так и против марксистской концепции общественно-экономических формаций.

Признавая  ценность конкретных  лингвистических,   антропологических и археологических исследований  Боаса, а  также его критику расистских теорий Ж. Гобино, марксисты подвергли  критике  его   общеисторические концепции.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Историки (биографический справочник).

Исторические лица США (биографический справочник).

Президенты США (биографический справочник).

США в ХХ веке (хронологическая таблица).

Сочинения:

Anthropology   and   modern  life,  N. Υ.,   1929;  в  рус.  пер.— Ум первобытного   человека,  М.— Л.,   1926.

Литература:

Токарев С. А., История зарубежной этнографии, М.,  1978;

Петрова-Аверкиева   Ю. П., История теоретич. мысли в амер. этнографии, М., 1979.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС